Психическое развитие ребенка с ДЦП: о чем нужно знать

Психическое развитие детей с ДЦП имеет свои особенности, связанные со специфическими отклонениями. Механизм и степень нарушений зависит от локализации очага поражения и возраста ребенка. Психологическое развитие, как правило, затрудняется сразу несколькими факторами: когнитивные нарушения, утомляемость.
Задержка интеллектуального развития, которая становится очевидной на 2-3 году жизни малыша, является наиболее часто встречающейся формой при ДЦП. Четкая взаимосвязь между внешними проявлениями болезни и глубиной поражений мозга отсутствует. То есть остаточные явления болезни могут сочетаться с недоразвитием всей психики в целом или ее отдельных функций, а тяжелые поражения двигательного аппарата – сопровождаться лишь легкими отклонениями в развитии.
Проблемы с опорно-двигательным аппаратом требует специальных технических средств. Важен правильный подбор, чтобы исключить вероятность физического и психологического дискомфорта.
Проявление психических нарушений
У детей с ДЦП часто можно наблюдать такие отклонения:
- снижение концентрации внимания;
- замедленность реакций;
- трудности с переключением на иные виды деятельности;
- ухудшение памяти, в т.ч. механической;
- отсутствие интереса к занятиям и др.
Быстрая утомляемость, характерная для детей, больных этим заболеванием, снижает их умственную работоспособность.
Факторы, негативно влияющие на психическое развитие
Негативно повлиять на ситуацию может присоединение к двигательным нарушениям, расстройствам мышечно-суставных и тактильных ощущений проблем со слухом и зрением. Такое «сочетание» существенно ограничивает поступление информации в мозг ребенка и тормозит его психическое и интеллектуальное развитие. Мотивация к какой-либо деятельности снижается, возникают страхи, связанные с общением с людьми и даже передвижением. Ребенок стремится ограничить социальные контакты до минимума.
Особенности психического развития ДЦП оказывают влияние и на эмоционально-волевую сферу. У одних они проявляются застенчивостью и заторможенностью эмоций, а у других, напротив, повышенной раздражительностью и возбудимостью. Часто у детей наблюдается склонность к смене настроений в сочетании с инертностью эмоциональных реакций. Все вышеназванные проявления накладывают определенный отпечаток на структуру личности.
Еще больше полезной информации в наших статьях. Чтобы не пропустить, подпишитесь на рассылку.

Обучение при ДЦП
Нередко у детей возникают сложности с абстрактным и пространственным мышлением. Когнитивные нарушения часто становятся причиной появления трудностей при освоении счета и письма. Испытывая трудности с устной речью, ребенок сталкивается со сложностями в общении с окружающими и сверстниками.
Далеко не все дети могут обучаться в школе вместе со здоровыми сверстниками. Большинство из них нуждается в индивидуальной программе под руководством опытных педагогов. И только после получения и освоения важных навыков ребенок может посещать обычное учебное заведение.
Выводы
Психическое развитие при ДЦП в большой степени зависит не только от детского психолога и логопеда, но и от самих родителей. Эффективная терапия должна проводиться в комплексе, когда прием медицинских препаратов сочетается с проведением регулярных занятий по тренировке моторики пальцев, музыкотерапии и т.д.
Только любовь и терпение родителей может обеспечить разностороннее развитие ребенка и формирование социально адаптированной личности. В тесном взаимодействии со специалистами можно достигать больших успехов в психическом развитии детей с ДЦП.